Сейчас на сайте

  • [Bot] [Bot]
  • [Mail.Ru] [Mail.Ru]
Всего на сайте:
  • 1 гость
  • 2 роботов
Последними зарегистрировались:

Дни рождения

В ближайшем будущем дней рождения не предвидится




Правильный выбор доменного имениприносит успех в парковке доменаКомпонент зависимых выпадающих списков для Joomla 2.5 ZavispisКомпонент Matukio - русификация
Специфика и особенности работы концертмейстера в ДМШ (класс скрипки) PDF Печать E-mail
(9 голоса, среднее 4.22 из 5)
Автор: qwert394   
20.03.2012 17:16

Класс скрипкиКонцертмейстер – самая распространенная профессия среди пианистов. Большинство инструменталистов, вокалистов и хормейстеров не могут без него обойтись.

Концертмейстер помогает солистам разучивать партии, контролирует качество их исполнения, при необходимости подсказывает и исправляет недостатки, должен уметь вести солиста и одновременно сопровождать его, то есть быть незаметным, иметь молниеносную реакцию и сильную волю, так как солисты часто бывают непредсказуемы. Особенно это относится к юным музыкантам, обучающимся в музыкальных школах.

Следовательно, в работе концертмейстера переплетаются творческие, педагогические, исполнительские и психологические функции.

Ансамблевая техника

Успех солиста во многом зависит от мастерства ансамблевой техники концертмейстера, под которой понимается:

  1. Неразрывность и взаимодействие партий солиста и аккомпанемента. Солист и пианист должны быть частями единого музыкального целого. В хорошем творческом союзе концертмейстер никогда не будет находиться на втором плане, это будет обоюдная творческая работа.
  2. Целостное музыкальное видение всего произведения: формы и партитуры, что отличает концертмейстера от пианиста-солиста и является спецификой его профессии.
  3. Умение дублировать сольную мелодию фортепианной партией. Это требует изменения фактуры и крайне важно в работе с детьми в ДМШ.
  4. Синхронность исполнения (ритмическая, темповая, динамическая, интонационная, штриховая), то есть умение работать в унисон. Синхронным должно быть вступление, заключение, снятие звука.
  5. Единство фразировки: умение вести фразу к кульминации и поддерживать интонации солиста.
  6. Звуковой баланс, то есть правильное соотношение в звучании (соизмерять звучность фортепиано с возможностями солирующего инструмента и художественным замыслом).

При игре с духовиками следует учитывать возможности аппарата солиста (например, дыхание).

Основные моменты, на которые следует обратить внимание при работе над музыкальным произведением:

  1. стилевое прочтение (прочтение эпохи), то есть интерпретация партии фортепиано и всей партитуры в зависимости от стиля произведения;
  2. учитывать особенности национальной школы и традиций;
  3. опираться на жанровую принадлежность произведения, форму и её драматургию;
  4. важность пульса как единого организма;
  5. в темпе исходить из мелких нот и возможностей солирующего инструмента;
  6. тембр и способы звукоизвлечения фортепиано должны соответствовать стилю и солирующему инструменту;
  7. педализация всегда должна соотноситься со стилем и эпохой;
  8. возможность изменения деталей аккомпанемента при работе с разными инструментами;
  9. органичное взаимодействие с солистом (например, фразировка, тембровая окраска, использование обертонов);
  10. выбор редакции (трактовки произведения), наиболее близкой исполнителям.

Умения и навыки пианиста, необходимые для профессиональной работы

  1. Пианистическое искусство, читка с листа и транспонирование, то есть музыкальное образование.
  2. Быстрота реакции (например, если солист на концерте перепутал текст, надо, не переставая играть, подхватить его и доиграть произведение до конца).
  3. Полное доверие солиста, уверенного, что концертмейстер знает все его слабости и достоинства, обязательно поможет и поддержит во время исполнения.
  4. Универсализм. Концертмейстер ДМШ работает с разными инструментами, вокалистами, хором, ритмикой.
  5. Педагогическое образование, поскольку при работе с детьми функции концертмейстера подразумевают разучивание с солистами нового учебного репертуара, умение контролировать ребенка, исправлять его ошибки, недостатки.
  6. Знание истории музыки, изобразительного искусства и литературы, чтобы верно отразить стиль произведений.

Работа над целостным образом музыкального произведения в классе скрипки

Н. Бакланова. Сонатина B-dur для скрипки и фортепиано.

Бакланова Наталья Владимировна (1902-1985) написала много музыки для детей, обучающихся игре на скрипке. Все ее произведения доступны и понятны детям и являются примерами художественной музыкальной литературы, а не чисто учебными упражнениями, поэтому ребенок, изучая сочинения этого автора, начинает работать над художественным музыкальным образом буквально с первых шагов.

Вот что пишет Г.Нейгауз о художественном образе музыкального произведения:

"Это сама музыка, живая звуковая материя, музыкальная речь с ее закономерностями и составными частями: мелодией, гармонией, полифонией. С определенным формальным строением, эмоциональным и поэтическим содержанием. Чем крупнее музыкант, тем меньше (незначительнее) становится проблема работы над образом, вся работа состоит в том, что вещь выучивается".

Нейгауз считает, что работать над художественным образом необходимо с первых шагов:

  1. Играть выразительно, то есть соответственно данной мелодии (грустную - грустно, бодрую - бодро, торжественную - торжественно) и доводить свое художественно-музыкальное намерение до полной ясности.
  2. Играть художественное произведение так, чтобы оно было осмысленным, ясным, выразительным, то есть точно соответствовало своему содержанию. Для этого следует использовать игровые приемы (звук, темп, нюансы, агогику), подходящие данному произведению.
  3. Исполнять художественную музыкальную литературу художественно. Для этого необходим максимум логики, точности слуха, ясности, пластики на основе нотного текста.

Следует изучать произведение в целом, иначе не получится целостного впечатления, образа; и в деталях, особенно переходы к ПП, репризе, коде и т.п. Тогда понимаешь, что произведение прекрасное в целом, прекрасно и в каждой своей детали, каждая подробность логична, выразительна, ибо она органическая частица целого.

Для талантливой, заразительной, доходчивой игры необходимы:
  1. Простота и естественность выражения.
  2. Работа подсознания!
  3. Переживания и познания всякого рода, ибо их отсутствие порождает бездушную формалистическую музыку и пустое неинтересное исполнение.

Данная сонатина написана в сокращенной сонатной форме с развитой ГП, являющейся главным музыкальным образом произведения. Она с понятным мотивом, напоминающим детские песни советского времени, достаточно торжественным и бодрым.

Главная задача при исполнении произведения не развалить этот цельный, очень ритмически оправданный образ и сохранить его до конца произведения.

Здесь нельзя растягивать музыку, нужно постараться избежать клочковатости и сохранить цельный образ, что вполне доступно ребенку, так как ГТ проходит насквозь.

У автора вступление отсутствует. Но мы с преподавателем решили ввести небольшую однотактную мажорную настройку, чтобы с первой ноты солиста внести эмоциональный бодрый заряд, который проходит через все произведение; и взять нужный темп, чтобы не развалить главный образ и не утратить цельность произведения.

Сонатина построена на повторах материала на F и P, чтобы ребенку было удобным и понятным изложение материала. При  уменьшении звука у скрипки концертмейстер должен уменьшить звучание своей партии, но обязательно сохранить характер, ритмический пульс, штрихи, четкие акценты, совпадающие с солистом и передающие настроение сонатины.

Следует обратить внимание ученика на то, что второй раз ГП проходит у фортепиано, чтобы ребенок слышал и понимал это.

ПП несколько меняет первоначальный характер произведения. Она напевная, чуть-чуть задумчивая, в соль миноре. Но здесь нельзя растягивать мелодию, чтобы не развалить всю форму. В разработке происходит развитие ГП, первоначальный характер постепенно возвращается и через тональности соль минор- фа мажор развитие приходит в репризу, где снова звучит наша главная тема.

В завершении сонатины ГП звучит особенно торжественно, что подчеркивается небольшим расширением темпа. Это придает сонатине особую торжественность.

Произведение дано, чтобы подвинуть ребенка эмоционально (разный характер ГП и ПП) и технически. При освоении бемольных тональностей у детей всегда возникают трудности технического характера (это касается положения пальцев на грифе - оттягивание 1 пальца к порожку), в разработке много знаков альтерации, что тоже способствует более гибкому овладению грифом. Также это касается штриховых моментов: игра свободными целыми смычками в ГП, певучее legato в ПП и качественное деташе в разработочном материале.

Детям доступно исполнить это произведение выразительно, ясно и осмысленно. И тогда оно будет сыграно художественно и ярко. Эта сонатина как будто специально задумана автором для того, чтобы научить ребенка (кроме технических моментов) почувствовать цельность музыкального образа и сонатной формы.

 


 

Мастерство концертмейстера требует от пианиста разнообразных музыкально-исполнительских навыков и умений, знаний по музыкальным предметам, предполагает наличие таких качеств, как внимание и находчивость в неожиданных ситуациях, выдержка и воля, чуткость и педагогический такт.

Специфика работы концертмейстера в ДМШ – это универсализм, умение переключиться на работу с учащимися различных специальностей.

Но самое главное в работе с любым солистом - это удобство, которое обеспечивает партнер-концертмейстер.
Обновлено 13.06.2012 10:26
 
Интересная статья? Поделись ей с другими: